Уже через пять лет, начиная с 1 января 2027 года, Министерство инфраструктуры планируют ввести в действие запрет на ввоз в Украину б/у дизельных автомобилей. А еще через пять, то есть, с 1 января 2030 года, новых «дизелей», в том числе и гибридов, а также новых и б/у бензиновых авто. Как вам такое нововведение? Но и это еще не все: данная санкция должна коснуться и те транспортные средства, которые произведены в нашей стране. Сюда попадут и легковики, и грузовики, и автобусы.
Конечно, восхищает воодушевленность и уверенность наших молодых реформаторов – они искренне верят в перспективность своих «зеленых» инициатив. Верят искренне и слепо. Настолько слепо, что не видят реальности: планируемые нововведения, если они останутся без изменений, только ухудшат существующую ситуацию в нашей стране. Первое, что можно ожидать — это снижение первичных автопродаж. Второе, что вообще парадоксально, это углубление экологического кризиса в нашей стране. Почему? Давайте копнем глубже.
Электрификации – быть?
Весь цивилизованный мир планирует потихоньку отказываться от ДВС. Украина – в том числе, тем более, что этого требуют наши внутренние и внешние обязательства. Да, наша страна взяла курс на электротранспорт и обязалась, как и все европейские страны, сократить вредные выхлопные выбросы на 30%, а также увеличить долю продаж электромобилей до 10% от продажи всех новых автомобилей. Ради справедливости стоит отметить, что многие государства Европы еще раньше приняли решение отказаться от ДВС и самостоятельно определили сроки для реализации этого решения.
- По мнению инициаторов из МИУ, Украина должна одновременно с ЕС ввести подобный запрет, чтобы избежать массового потока бэушных европейских автомобилей после часа Икс. На первый взгляд, все логично. Но достаточно ли только одного взгляда, чтобы так легко вводить новые законы?
Печально, но факт: у нас еще даже не состоялось законодательное закрепление базовых понятий из сферы электротранспорта. Разве можно в таких условиях говорить о масштабной электрификации всей страны? Да, есть какие-то поправки к существующему Закону об автотранспорте, но пока все – только в теории.
А что же на практике?
На сегодня украинский автопарк состоит из 14 млн. транспортных единиц. На август 2021г. в Украине числится около 29350 электромобилей, в основном — подержанных. Ничего удивительного: новый электрокар – дорогое удовольствие. Например, новый Nissan Leaf стоит около 1 миллиона гривен, а самой «дешевой» является Tesla стоимостью от 45 тысяч у.е. Поэтому однозначно не стоит рассчитывать на то, что вето на ДВС послужит всплеском в продажах электротранспорта.
Реальной и массовой электрификация у нас станет только при появлении электрокаров доступной стоимости, хотя бы в пределах 20-25 тысяч у.е. Но и этого – недостаточно. Нужно поощрение от государства, хотя бы в виде субсидий, как это практикуют в Европе. Максимум, на что сегодня могут рассчитывать украинцы, покупая электрокар, так это на снятие налогов и пошлины, и то – только до 2023 года.
Еще плачевней положение с грузовым транспортом, который составляет около 55% украинского автопарка и совершенно не готов к переходу на электротягу. Конечно, мировые автопроизводители работают в направлении серийного выпуска электрогрузовиков и магистральных тягачей, когда же они станут доступны украинскому бизнесу – неясно. Скорей всего, повторится та же ситуация – в преддверии запрета к нам хлынут грузовики с ДВС и будут усиленно коптить украинское небо, как минимум, еще лет десять-пятнадцать.
Что нам стоит электрозарядную станцию построить?
И самый главный вопрос – где и как мы будем заряжать свой электротранспорт, ведь электрификация не мыслима без электроснабжения. Сегодня в Украине имеется 11500 пунктов электрозарядки. Что важно – даже не полноценные зарядные станции, а простые коннекторы подключения. Этого явно маловато для электрификации целой страны.
- Что интересно, строительство подобных зарядных станций происходит только на деньги частного бизнеса. Государство в этом участия не принимает. А поскольку, как уже говорилось выше, в сфере электрификации у нас отсутствуют даже законодательно установленные понятия, то это очень усложняет установку зарядных станций и очень способствует росту коррупции.
Нет никаких льготных программ в вопросах выделения земли под станции, их строительства и содержания. Правда, уже началась разработка единых правил относительно подключения электрозарядных станций, но когда и на каких условиях они заработают – пока неизвестно.
Еще важный момент: подавляющее большинство электрозарядок у нас расположено на территории больших городов. На трассах их практически нет, и начнут они появляться только после появления внятных законодательных норм и правил. В Министерстве, конечно, уверяют, что вскоре можно ожидать положительного решения всех этих вопросов, и прогнозируют, что в будущем все сети существующих АЗС успешно переквалифицируются в электрозарядные станции. Но это «вскоре» звучит довольно неопределенно.
Эпилог
Любой проект требует четкого и последовательного плана, предусматривающего все моменты и детали. Тем более, стратегический проект в государственных масштабах. Да, весь мир готовится к новой, «зеленой» эре, и Украина не может и не должна быть исключением.
Но прежде, чем вводить санкции и табу, крайне важно подготовить для этого законодательную базу, избавиться от существующих юридических пробелов и хорошо продумать, как и чем стимулировать переход с ДВС на электротягу обычных граждан и представителей бизнеса. На данный момент объявленная властями электромобилизация выглядит исключительно как принудиловка, от которой все пытаются по возможности увильнуть. И почему-то начинают зарождаться опасения: как-бы нам потом, после оглашения больших планов, не остаться у разбитого корыта.